Множественное число — это тема, в которой есть миллион деталей, требующих внимания и отработки. Однако мы начнем с общих принципов функционирования множественного числа, чтобы потом, зная эти принципы, поменьше страдать, занимаясь деталями.
Внимание! Начинать разбираться со множественным числом есть смысл только тогда, когда вы уже научились легко и непринужденно создавать генетив единственного числа, потому что именно на его элементах базируется вся система множественного числа.
У множественного числа есть так называемые показатели. Это буквы, наличие которых показывает, что перед нами — слово во множественном, а не единственном числе. Таких показателей бывает два: -t и -i-.
Выше мы уже упомянули, что показатель множественного числа -i- ставится между основой и окончанием слова. Соответственно, общая схема строительства множественного числа выглядит следующим образом:
основа ✚ i ✚ падежное окончание
Примечание: в эту схему не входит номинатив множественного числа, потому что принципы образования у него такие же, как у падежей единственного числа (взял основу, добавил окончание — в данном случае, окончание -t — и получил желаемый падеж). Почитать о нем подробнее можно в статье «Множественное число в номинативе».
Теперь вспомним, что когда мы занимаемся строительством партитива и генетива в единственном числе, мы берем в качестве исходного материала номинатив и действуем в зависимости от того, как выглядит окончание этого номинатива. Здесь ситуация иная: при образовании множественного числа нужно смотреть не на окончание номинатива, а на окончание гласной основы слова. Гласную основу добывают, отрывая у генетива единственного числа окончание -n (если вы не знаете, как делается генетив единственного числа, нужно узнать, почитав о нем статью). Примеры:
Как видно из примеров, бывают случаи, когда гласная основа по форме совпадает с номинативом единственного числа (talo выглядит одинаково и там, и там), а бывает, что не совпадает (asukas и asukkaa- выглядят по-разному). Поэтому если забыть, что нужно ориентироваться на гласную основу, и начать штамповать падежи множественного числа от номинатива, то иногда это пройдет незамеченным (как, например, с talo), но в большинстве случаев приведет к ошибкам (например, получится неправильная форма asukaita вместо правильной asukkaita) и, что самое главное, устроит в голове полный хаос, препятствующий пониманию принципов множественного числа.
Итак, уточняем нашу базовую схему образования множественного числа, чтобы помнить о гласной основе:
гласная основа ✚ i ✚ падежное окончание
Теперь базовый принцип выглядит вполне прилично, и можно двигаться дальше.
Образуйте гласную основу (гласная основа = генетив единственного числа без окончания -n)
opettaja-
ruoa- / ruoka-
(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)
rouva-
venee-
bussi-
taivaa-
ove-
mäe- / mäke-
(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)
herra-
huonee-
lauku- / laukku-
(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)
avaime-
naise-
vieraa-
kiele-
lapse-
sävellykse-
suka- / sukka-
(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)
eläime-
ajattoma-
suomalaise-
luu-
maalaukse-
Начав использовать базовую схему на практике, мы неизбежно столкнемся с тремя вопросами:
На каждый из этих вопросов есть математически точные ответы, которые изложены в соответствующих статьях: «Правила чередования», «Гласная основа + -i-», «Окончания падежей во множественном числе». Читая эти статьи по порядку и делая прилагающиеся упражнения, можно получить подробное представление о том, как создавать формы финских слов в падежах множественного числа.
Суммируем базовый принцип множественного числа: чтобы создать множественное число, нужно взять гласную основу слова, сделать при необходимости чередование, добавить к основе букву -i-, а следом за ней — падежное окончание.
© Pitipam, 2020