Одна из сложностей финского языка — изменение слов по падежам. Например:
Получается, что даже для построения элементарных фраз вроде «он в доме» необходимо уметь изменять слово по падежам. Кстати, слово talo, которое мы взяли для примера, — достаточно дружелюбное по отношению к пользователю: его явным образом видно во всех приведенных формах. Многие финские слова такого дружелюбия не проявляют. Вот, например, от слова vesi в разных падежах остаются только две буквы:
Учитывая, что падежей в финском много (около 15), и поведение разных слов в разных падежах существенно различается, естественная реакция человека, начинающего постигать финскую грамматику — впадение в ужас. Однако несмотря на все многообразие частных вариаций, есть общие принципы, которые существенно облегчают жизнь и помогают быстрее освоиться с падежными формами.
Однако перед тем как начать разбираться с этими принципами, нужно освоить два важных понятия:
Уяснив, что такое основа слова и что такое чередование, можно приступать непосредственно к падежам. Их много, но не все они одинаково ужасны. Рейтинг ужасности финских падежей выглядит так:
Отталкиваясь от рейтинга, делаем вывод: если вам нужно понять, как склоняются финские nominit (существительные, прилагательные и т.п.), то сначала надо изучать образование партитива, потом генетива, а уже потом всего остального. Общие принципы, облегчающие жизнь (и наличие которых уже упоминалось в этой статье), особенно пригодятся как раз на этапах образования генетива и партитива.
Финальный штрих — изучить, в каких случаях какой падеж требуется использовать (чтобы не говорить «я люблю есть кашей на завтраку»). Все, после этого наступает полное финское счастье.
Не надо радоваться, выучив слово в номинативе. Зная только номинатив, вы не сможете ни свои мысли выразить, ни чужой текст понять. Доказательство: в номинативе слово «холм» выглядит как mäki. В другом падеже тот же холм выглядит так: mäessä, или, например, mäille. Если вдруг такого доказательства мало, то yö и öillä — это одно и то же слово «ночь» в разных падежах.
Не надо учить падежные формы вместо номинатива. Некоторые падежные формы встречаются в речи чаще остальных, и возникает соблазн просто выучить эти формы наизусть и не мучиться с правилами склонения. По опыту могу сказать, что такой способ работает только на начальном этапе, когда изучаются фразы «мне, пожалуйста, кофе» и «где у вас туалет». Дальше многообразие форм растет, и запомнить их все без понимания правил, невозможно. А правила невозможно понять, не зная номинатива. Так что номинатив надо учить обязательно.
Учить все падежные формы подряд тоже не надо, потому что все равно ничего не запоминается. Максимум, что удастся сделать — запомнить часто встречающиеся слова в часто встречающихся падежных формах.
И еще, не надо углубляться в детали, не зная базовых принципов.
© Pitipam, 2020