Nominit


Одна из сложностей финского языка — изменение слов по падежам. Например: 

  • talo — дом (номинатив единственного числа)
  • talossa — в доме (инессив единственного числа)
  • taloista — из домов (элатив множественного числа)
  • taloja — домов (партитив множественного числа)

Получается, что даже для построения элементарных фраз вроде «он в доме» необходимо уметь изменять слово по падежам. Кстати, слово talo, которое мы взяли для примера, — достаточно дружелюбное по отношению к пользователю: его явным образом видно во всех приведенных формах. Многие финские слова такого дружелюбия не проявляют. Вот, например, от слова vesi в разных падежах остаются только две буквы:

  • vesi — вода (номинатив единственного числа)
  • vettä — воды́ (партитив единственного числа)
  • vedessä — в воде (инессив единственного числа)
  • veteen — в воду (иллатив единственного числа)

Учитывая, что падежей в финском много (около 15), и поведение разных слов в разных падежах существенно различается, естественная реакция человека, начинающего постигать финскую грамматику — впадение в ужас. Однако несмотря на все многообразие частных вариаций, есть общие принципы, которые существенно облегчают жизнь и помогают быстрее освоиться с падежными формами. 

Однако перед тем как начать разбираться с этими принципами, нужно освоить два важных понятия:

  1. основа слова
  2. чередование согласных

Уяснив, что такое основа слова и что такое чередование, можно приступать непосредственно к падежам. Их много, но не все они одинаково ужасны. Рейтинг ужасности финских падежей выглядит так:

  • 1 место: номинатив (его придется учить с нуля для каждого слова)
  • 2 место: партитив и генетив (их можно вывести, зная номинатив и несколько много правил)
  • 3 место: иллатив (его можно вывести, зная генетив и всего три правила)
  • 4 место: остальные падежи (их можно вывести, зная один лишь генетив)

Отталкиваясь от рейтинга, делаем вывод: если вам нужно понять, как склоняются финские nominit (существительные, прилагательные и т.п.), то сначала надо изучать образование партитива, потом генетива, а уже потом всего остального. Общие принципы, облегчающие жизнь (и наличие которых уже упоминалось в этой статье), особенно пригодятся как раз на этапах образования генетива и партитива. 

Финальный штрих — изучить, в каких случаях какой падеж требуется использовать (чтобы не говорить «я люблю есть кашей на завтраку»). Все, после этого наступает полное финское счастье.

Памятка о том, чего делать не надо

  • Не надо радоваться, выучив слово в номинативе. Зная только номинатив, вы не сможете ни свои мысли выразить, ни чужой текст понять. Доказательство: в номинативе слово «холм» выглядит как mäki. В другом падеже тот же холм выглядит так: mäessä, или, например, mäille. Если вдруг такого доказательства мало, то yö и öillä — это одно и то же слово «ночь» в разных падежах.

  • Не надо учить падежные формы вместо номинатива. Некоторые падежные формы встречаются в речи чаще остальных, и возникает соблазн просто выучить эти формы наизусть и не мучиться с правилами склонения. По опыту могу сказать, что такой способ работает только на начальном этапе, когда изучаются фразы «мне, пожалуйста, кофе» и «где у вас туалет». Дальше многообразие форм растет, и запомнить их все без понимания правил, невозможно. А правила невозможно понять, не зная номинатива. Так что номинатив надо учить обязательно.

  • Учить все падежные формы подряд тоже не надо, потому что все равно ничего не запоминается. Максимум, что удастся сделать — запомнить часто встречающиеся слова в часто встречающихся падежных формах.

  • И еще, не надо углубляться в детали, не зная базовых принципов. 


nature-31-bird.jpg

© Pitipam, 2020