Monikko


Множественное число — это тема, в которой есть миллион деталей, требующих внимания и отработки. Однако мы начнем с общих принципов функционирования множественного числа, чтобы потом, зная эти принципы, поменьше страдать, занимаясь деталями. 

Внимание! Начинать разбираться со множественным числом есть смысл только тогда, когда вы уже научились легко и непринужденно создавать генетив единственного числа, потому что именно на его элементах базируется вся система множественного числа. 

Показатели множественного числа

У множественного числа есть так называемые показатели. Это буквы, наличие которых показывает, что перед нами — слово во множественном, а не единственном числе. Таких показателей бывает два: -t и -i-

  • Показатель множественного числа -t ставится в конце слова. Единственный падеж, где используется этот показатель, — номинатив множественного числа. Kissat (кошки), tytöt (девочки), toimitusjohtajat (генеральные директора).
  • Показатель множественного числа -i- ставится между основой слова и его окончанием. Этот показатель используется во всех падежах множественного числа, кроме номинатива. Kissoista (кошками, от кошек), tytöillä (у девочек), toimitusjohtajille (генеральным директорам). 

Общая схема множественного числа

Выше мы уже упомянули, что показатель множественного числа -i- ставится между основой и окончанием слова. Соответственно, общая схема строительства множественного числа выглядит следующим образом:

основа i падежное окончание

Примечание: в эту схему не входит номинатив множественного числа, потому что принципы образования у него такие же, как у падежей единственного числа (взял основу, добавил окончание — в данном случае, окончание -t — и получил желаемый падеж). Почитать о нем подробнее можно в статье «Множественное число в номинативе». 

Теперь вспомним, что когда мы занимаемся строительством партитива и генетива в единственном числе, мы берем в качестве исходного материала номинатив и действуем в зависимости от того, как выглядит окончание этого номинатива. Здесь ситуация иная: при образовании множественного числа нужно смотреть не на окончание номинатива, а на окончание гласной основы слова. Гласную основу добывают, отрывая у генетива единственного числа окончание -n (если вы не знаете, как делается генетив единственного числа, нужно узнать, почитав о нем статью). Примеры:

    • номинатив ед.ч.: talo 
    • генетив ед.ч.: talon
    • гласная основа: talo- (генетив единственного числа без окончания -n)
    • номинатив ед.ч.: asukas 
    • генетив ед.ч.: asukkaan
    • гласная основа: asukkaa- (генетив единственного числа без окончания -n)

Как видно из примеров, бывают случаи, когда гласная основа по форме совпадает с номинативом единственного числа (talo выглядит одинаково и там, и там), а бывает, что не совпадает (asukas и asukkaa- выглядят по-разному). Поэтому если забыть, что нужно ориентироваться на гласную основу, и начать штамповать падежи множественного числа от номинатива, то иногда это пройдет незамеченным (как, например, с talo), но в большинстве случаев приведет к ошибкам (например, получится неправильная форма asukaita вместо правильной asukkaita) и, что самое главное, устроит в голове полный хаос, препятствующий пониманию принципов множественного числа. 

Итак, уточняем нашу базовую схему образования множественного числа, чтобы помнить о гласной основе:

гласная основа i падежное окончание

Теперь базовый принцип выглядит вполне прилично, и можно двигаться дальше.

Pieni harjoitus

Образуйте гласную основу (гласная основа = генетив единственного числа без окончания -n)

opettaja

opettaja-

ruoka

ruoa- / ruoka-

(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)

rouva

rouva-

vene

venee-

bussi

bussi-

taivas

taivaa-

ovi

ove-

mäki

mäe- / mäke-

(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)

herra

herra-

huone

huonee-

laukku

lauku- / laukku-

(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)

avain

avaime-

nainen

naise-

vieras

vieraa-

kieli

kiele-

lapsi

lapse-

sävellys

sävellykse-

sukka

suka- / sukka-

(о том, почему вариантов два, а не один, можно почитать в статье «гласная основа»)

eläin

eläime-

ajaton

ajattoma-

suomalainen

suomalaise-

luu

luu-

maalaus

maalaukse-

Переходим к деталям

На каждый из этих вопросов есть математически точные ответы, которые изложены в соответствующих статьях: «Правила чередования», «Гласная основа + -i-», «Окончания падежей во множественном числе». Читая эти статьи по порядку и делая прилагающиеся упражнения, можно получить подробное представление о том, как создавать формы финских слов в падежах множественного числа.

Суммируем базовый принцип множественного числа: чтобы создать множественное число, нужно взять гласную основу слова, сделать при необходимости чередование, добавить к основе букву -i-, а следом за ней — падежное окончание.


nature-33-bird.jpg

© Pitipam, 2020