Verbit


Одна из сложностей финского языка — глаголы. Например, глагол puhua сам по себе выглядит довольно безобидно. Но это ровно до тех пор, пока не откроешь его формы и не увидишь, сколько их. Puhuimme, puhuin, puhuisivat, puhuttaisiin и еще пара десятков форм для всяких лиц, чисел, времен, залогов и т.д. Поначалу может казаться, что в этом вообще невозможно разобраться. Однако есть хорошие новости: разобраться можно, потому что финский язык очень логичный и законопослушный. Если правило есть, то оно работает. Нужно просто знать, в каком порядке какие правила постигать.

Первое, без чего освоение глагольной системы невозможно, — это представление о типах глаголов. Их всего шесть, и нужно хорошо знать, как распознавать принадлежность глагола к тому или иному типу. 

Второе, без чего тоже ничего не выйдет, — это чередование согласных. 

Разобравшись с двумя этими краеугольными камнями, можно осваивать всякие глагольные темы. Логичнее всего начинать с настоящего времени, затем посмотреть на прошедшее, на пассив, на условные предложения и всякие другие более сложные формы.

 

Уяснив, что такое основа слова и что такое чередование, можно приступать непосредственно к падежам. Их много, но не все они одинаково ужасны. Рейтинг ужасности финских падежей выглядит так:

  • 1 место: номинатив (его придется учить с нуля для каждого слова)
  • 2 место: партитив и генетив (их можно вывести, зная номинатив и несколько много правил)
  • 3 место: иллатив (его можно вывести, зная генетив и всего три правила)
  • 4 место: остальные падежи (их можно вывести, зная один лишь генетив)

Отталкиваясь от рейтинга, делаем вывод: если вам нужно понять, как склоняются финские nominit (существительные, прилагательные и т.п.), то сначала надо изучать образование партитива, потом генетива, а уже потом всего остального. Общие принципы, облегчающие жизнь (и наличие которых уже упоминалось в этой статье), особенно пригодятся как раз на этапах образования генетива и партитива. 

Финальный штрих — изучить, в каких случаях какой падеж требуется использовать (чтобы не говорить «я люблю есть кашей на завтраку»). Все, после этого наступает полное финское счастье.

Памятка о том, чего делать не надо

  • Не надо радоваться, выучив слово в номинативе. Зная только номинатив, вы не сможете ни свои мысли выразить, ни чужой текст понять. Доказательство: в номинативе слово «холм» выглядит как mäki. В другом падеже тот же холм выглядит так: mäessä, или, например, mäille. Если вдруг такого доказательства мало, то yö и öillä — это одно и то же слово «ночь» в разных падежах.

  • Не надо учить падежные формы вместо номинатива. Некоторые падежные формы встречаются в речи чаще остальных, и возникает соблазн просто выучить эти формы наизусть и не мучиться с правилами склонения. По опыту могу сказать, что такой способ работает только на начальном этапе, когда изучаются фразы «мне, пожалуйста, кофе» и «где у вас туалет». Дальше многообразие форм растет, и запомнить их все без понимания правил, невозможно. А правила невозможно понять, не зная номинатива. Так что номинатив надо учить обязательно.

  • Учить все падежные формы подряд тоже не надо, потому что все равно ничего не запоминается. Максимум, что удастся сделать — запомнить часто встречающиеся слова в часто встречающихся падежных формах.

  • И еще, не надо углубляться в детали, не зная базовых принципов. 


nature-43-poro.jpg

© Pitipam, 2020